Официальное
представительство школы
ABADÁ-Capoeira в Москве

На портале «Вечерняя Москва» опубликована статья о нашей школе

Дата публикации: 02.11.2012

Вечерняя москва

Боевое искусство — это не всегда кровь, боль и выбитые зубы. Драка может быть красивой, а танец — опасным. Все это узнаешь на тренировке по капоэйре — бразильскому боевому искусству, которое давно завоевало всю Америку и Европу. Капоэйра — это и акробатика, и удары, и хитрые подсечки, а занимаются люди под музыку, сыгранную на бразильских инструментах.

В Москве капоэйристских школ тоже много. Все они чем-то отличаются друг от друга. Мы сходили на тренировку в столичное отделение самой крупной бразильской школы ABADA-capoeira. Ее относят к направлению «контемпоранеа» — капоэйристы этого стиля постоянно совершенствуют технику, придумывают новые формы тренировок, при этом строго чтя старые традиции.

— Побежали! Приставным шагом! А теперь — спиной! — отдает команды ученикам тренер Алексей Найденов. Его никто давно не называет по имени: у каждого капоэйриста есть «аппелиду» — прозвище на португальском. У Алексея прозвище  Фалькао, на русском это обозначает «Сокол».

После бега ученики (половина девушек, половина — парней) разминаются, делают растяжку, выстроившись в ряды: «старшие» пояса — впереди, новички — за ними. Фалькао объясняет:

— Мы ставим старших вперед, чтобы младшие за ними могли повторять движения. Для новчиков есть отдельные тренировки, но те, кто давно занимается, приходят на них, чтобы помочь. Так мы все быстрее учимся и развиваемся!

После разминки — упражнения в паре. Фалькао говорит:

— Ребята, разобрались по залу и играем!

Играем? Тренер объясняет:

— Понимаешь, мы не боремся в прямом смысле этого слова. Капоэйристы между собой играют. У нас нет стремления «замочить» человека, главный смысл — постоянно развивать игру, находясь даже в неудобных положениях. Если тебя уронили — ничего страшного, ты просто поднимаешься и просто продолжаешь играть. Капоэйристы, кроме того, по жизни тоже играют: воспринимают все неприятности не как страшное испытание, а как неудобное положение, из которого надо просто красиво выйти и так же красиво атаковать…

После упражнений в парах начинается самое интересное: рода. Это слово переводится с португальского как «круг». Ученики берут музыкальные инструменты — беримбау, атабак и пандейру, встают в определенном порядке и начинают играть. Те, кому инструментов не хватило, хлопают в ладоши. Ведущий роды запевает песню на португальском — остальные подхватывают. А в круг выходят два игрока. И начинается то, что бразильцы называют «маджингой» — та самая магия капоэйры.

Игроки подходят очень близко друг к другу, однако не бьют: в капоэйре главное — показать свое намерение, заставить человека играть по твоим правилам. Опытному человеку вроде не страшно, несмотря на сверкающие над головой пятки. Но расслабляться не стоит: в любой момент могут сделать подсечку или поймать твою ногу в воздухе.

— В капоэйре есть удары руками и головой, но они, скорее, для критических ситуаций, — объясняет Фалькао, — такие движения считаются агрессивными и не особо используются. А удары ногами есть прямые и круговые, когда ты как будто обводишь человека: это нужно, чтобы сделать игру более интересной, развить ее.

Старшие вставляют в свою игру акробатические элементы, но делать это не обязательно: не можешь прыгать сальто — просто делай удары, используй свою хитрость! Хорошо поешь — пой, научись играть на инструментах…

А главное, от происходящего просто надо получать удовольствие!

В-общем, капоэйра настолько многогранна, что подходит всем, кому она интересна.

— Любой человек может заниматься капоэйрой, для этого не нужно никакой особой подготовки — рассказывает Фалькао. — Ребенок, взрослый, женщины, мужчины, полные, худые — физические параметры практически роли не играют.

В Бразилии есть социальные программы: наши инструктора приходят учить инвалидов.  Поищите видео в интернете, это такая сила воли! Для каждого из нас это настоящий урок мужества, а для этих ребят — реальность. И они такие же капоэйристы —  даже, может быть, лучше нас, потому что возможностей у них меньше, а играют наравне с остальными.

В конце тренировки — качаем пресс, причем тоже под звук барабанов. Чтобы веселее было.

Занятие заканчивается, но, несмотря на позднее время, ребята не спешат расходиться по домам: кто-то пытается сделать «бедуинское» колесо, кто-то тренируется с музыкальными инструментами или пробует спеть первую песню на португальском, а кто-то увлеченно спорит о том, как нужно делать тот или иной инструмент.

Мышцы у всех на следующий день будут ныть обязательно. Но на следующую тренировку капоэйристы побегут, забросив остальные дела. «Без капоэйры я не могу существовать, я как рыба без моря, как птица без песни, как день без рассвета» — эти слова из бразильской песни для учеников Фалькао давно стали реальностью.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей «Фалькао» Найденов, тренер:

— Занимаюсь около 12 лет, до этого занимался легкой атлетикой, армрестлингом, каратэ. Почему именно капоэйра? Это, как мы знаем, боевое искусство. Ну и, как думают некоторые, танец. Наверное, потому занимаюсь, что не во всяком боевом искусстве можно в залихватском танце «зарядить» человеку! Шучу, конечно. Мне нравятся все составляющие — и боевая часть, и музыкальная, и те принципы поведения, которым учат нас бразильские мастера. Изначально же просто визуально понравилось. Потому что на самом деле я только сейчас по-настоящему понимаю и люблю то, чем занимаюсь и чему учу своих ребят. Я думаю, капоэйра – универсальная система для развития и физического, и личностного.

 

Справка «ВМ»

Капоэйра — боевое искусство, возникшее в Бразилии в рабовладельческие времена. Зародилось на основе африканских боевых танцев.

Бразильским рабам приходилось скрывать, что они тренируются, поэтому во время занятий использовались народные инструменты беримбау (длинная палка со струной и привязанной для детонации звука тыквой), атабак (барабан с верхом из козьей кожи) и пандейру (бубен). Потому во всем мире занятия проходят под музыку и пение: поют капоэйристы о дружбе, любви, вере и природе Бразилии.

До 30-х годов ХХ века капоэйра считалась слишком опасной и была запрещена государством. Первая официальная школа появилась в 1932 году. Основоположниками капоэйры современной считаются старые бразильские мастера — местре Бимба и местре Паштинья.

Капоэйра в культуре: о борьбе можно прочитать в книгах бразильского писателя Жоржи Амаду, в компьютерной игре Tekken есть герои-капоэйристы, а большинство узнает о ней из фильма «Только сильнейшие» ( в главной роли — Марк Дакаскос).

 

Мария Лаврентьева

Вечерняя Москва. Портал городских новостей

Предыдущая новость   Следующая новость
Наш Whatsapp   Наш Telegram

© 2024 - capoeiramoscow.ru